| Домой | Ресурсы
Избранные работы среднеазиатских, индийских и персидских мастеров

Одна из самых замечательных страниц художественного наследия стран Среднего Востока - высокое искусство оформления рукописной книги, по праву вошедшее в сокровищницу художественных достижений общечеловеческой культуры.

Своими корнями это искусство уходит в глубокую древность. Самые ранние сведения о художественно оформленных манускриптах в странах Среднего Востока относится к периоду VII - VI вв. до н. э. С тех пор менялись стили, эстетические идеалы, и это налагало отпечаток на искусство украшения книг.

История сохранила ряд сведений, материальных свидетельств в виде фрагментов древних рукописей, указывающих на высокий уровень развития иллюминации (художественного украшения рукописей орнаментом) и иллюстрирования книг. Особенно высокого уровня это искусство достигло в средние века.

Самым замечательным украшением средневековой рукописной книги являлись миниатюры, иллюстрировавшие текст. Миниатюра средневековой книги - яркий цветок культуры того времени, взращенный кропотливым трудом многих поколений художников. Яркая красота миниатюры, разлитая в линиях, формах, красках - на поверхности. Она щедро дарила и дарит свою красоту далеким потомкам ушедших цивилизаций и нашим современникам. До сегодняшнего дня она сохранила свое очарование.

На Среднем Востоке было принято иллюстрировать книги преимущественно светского содержания: исторические хроники, естественнонаучные труды и особенно - поэтические произведения. Из них наиболее популярными у читателей и художников были произведения Фирдоуси, Низами, Саади, Джами, Навои, Дехлави.

Самой выразительной стороной средневековой миниатюры было то, что она с редкой даже для истории мирового изобразительного искусства силой и проникновенностью сумела передать красоту мира, запечатлеть ее в картинах, исполненных оптимистичной радости бытия. Наряду с военными и придворными сценами перед нами проходит ярко подцвеченная многообразная жизнь людей, поданная в особом художественном ракурсе - здесь и работа ремесленников, будничные занятия в школе, сценки на базаре, хлопоты слуг, свидания влюбленных и подвиги героев.

В странах Среднего Востока сформировалось несколько прославленных центров иллюстрирования книг. К таким центрам относились Шираз, Тебриз, Багдад, Герат, Исфахан. В Средней Азии это были Самарканд и Бухара. С XIV в. отмечается общий подъем общественной и культурной жизни на Среднем Востоке, который сопровождался небывалым расцветом искусства оформления книг. Этот поистине золотой век средневосточной рукописной книги дал миру целую плеяду выдающихся художников, внесших блистательный вклад в сокровищницу культуры Востока. Самые замечательные мастера книги - миниатюристы (мусаввир, наккаш), орнаменталисты (лаввах), каллиграфы (котиб) - были известны наряду с лучшими поэтами, учеными, музыкантами. В Средней Азии это были Абдаллах, Махмуд Музаххиб, Мухаммед Чагры-Мухассин, Мухаммед Мурад Самарканди, Аваз-Мухаммед, Мухаммед Муким и др.

Для среднеазиатской миниатюры были традиционны выразительная мужественная строгость рисунка и глубокого чистого колорита, упрощенные композиции, лаконичная простота монументального пейзажа, отсутствие излишней детализации, некоторая жанровость трактовки сюжета. При всей самобытности творческого почерка среднеазиатских миниатюр они представлены разными индивидуальными творческими манерами. Одни тяготеют к изящной декоративности классического направления, другие - в разной степени к самобытной манере, где сдержанная патетика чувств героических и драматических сюжетов соседствует с безыскусной повествовательностью, широким показом нравов и обычаев, мерного течения жизни. С XVIII - XIX вв. среднеазиатская миниатюра, как и вся средневосточная, начинает претерпевать изменения: демократизируются ее сюжеты, облик героев, меняется структура композиции, трактовка фона и пейзажа, происходит перестановка акцентов. В совокупности это изменяет художественные качества и принципы миниатюрной средневосточной живописи, перерождающейся в новый вид иллюстрации.

Возвышенное чувство прекрасного, живое жизненное содержание, необыкновенно красочная и утонченная форма воплощения средневосточной миниатюры и сегодня доставляют людям радость и восхищение.



Ладан и кораллы

Восшествие на престол Абага-Хана

Шейх Са'д-Ад-Дин Хамави разъясняет ученикам свои представления о любви к Богу

Покорение Систана войсками Темура

Барбед играет перед Хосровом

Сыновья Феридуна и дочери йеменского шаха

Фронтиспис

Орнаментальное оформление разворота

Форзац

Бедиль и Дониш

Свадебный караван Зулейхи

Hotel Paris Hotels |Hotel London Hotels |Hotel Rome Hotels |Hotel New York Hotels |Hotel Las Vegas Hotels |Earth Hotels |Online Lottery Silka

Hotel Directory Res1 Res 2 Res3 Res 4 Res 5 Res 6 Res7 Res 8 Res9 Res 10


Hosted by uCoz